Самое лучшее открытие, то которое ребенок делает сам.
Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе – игровую. Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развитию личности дошкольника.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, познавательная активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит, что получается; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Все это объекты исследования.
Исследовательская деятельность для дошкольника – это главный источник для получения представлений о мире.
Вода – первая стихия, с которой малыши знакомятся еще до своего рождения. Может, именно потому дети любят играть с водой в любом возрасте. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны, она создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы детей.
Чем полезны игры с водой?
- вода способствует релаксации и расслаблению, обладают сильнейшей психопрофилактической ценностью;
- игры с водой поднимают настроение, способствуют снятию напряжения;
- игры с водой развивают моторику, координацию движений и зрение;
- знакомят малыша с окружающим миром, а именно – со свойствами одной из важных стихий;
- расширяет и обогащает словарный запас малыша; дети осваивают пространственные представления (на поверхности воды, под водой, в центре, слева, справа);
- способствуют овладению элементарными и количественными представлениями;
- в процессе сравнения формируются представления о величине (большой, маленький, легкий, тяжелый);
- развивает наглядно-действенное мышление ребенка;
- в процессе игр с водой у детей развиваются тактильные ощущения;
- организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово;
- устанавливается положительный эмоциональный контакт между педагогом и ребенком.
Организация игр с водой
Для организации игр с водой учитывается в первую очередь безопасность и комфортные условия для детей. Вода должна быть теплой, кипяченой. Ёмкость заполняем водой до уровня не ниже 7-10 см, чтобы малышам было удобно зачерпывать воду, погружать ручки, игрушки, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей. Чтобы дети не чувствовали себя скованными, не боялись забрызгаться, можно сшить клеёнчатые передники, фартучки, нарукавники.
Для организации игровой деятельности с водой необходимо подобрать материал и оборудование. В детском саду мы используем материал, который окружает нас повседневно и не требует больших материальных затрат:
- предметы из различных материалов, разного веса, разной формы (ракушки, камешки);
- стаканчики, ведерочки, бутылочки, баночки, формочки разных размеров;
- ложечки, совки, сачки, черпачки, воронка, лейка, таз, контейнер;
- губки, трубочки, пробки, венчики;
- игрушки (кукла, мячики, фрукты, овощи, посуда, рыбки).
Китайская пословица гласит: “Расскажи – я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. Самое важное, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, проводя исследования и ставя эксперименты, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит, и делает сам.
Предлагаем вашему вниманию варианты экспериментирования с водой для детей раннего возраста:
1 «Вода теплая – холодная».
2. «Веселые пузыри».
3. «Мыльные пузыри».
4.«Окрашивание воды».
5. «Дождик».
6. «Круги на воде».
7. «Разноцветные кораблики»
8. «Бросаем камешки в воду».
9. «Собери большие и маленькие камешки».
10. «Следы на доске».
12. «Ловим рыбу сачком и удочкой».
13. «Игра - забава заводными игрушками для воды».
Материал подготовила Астанина Н.П., воспитатель
Прочитано раз: 322